Картинг: вчера, сегодня, завтра

58

История карта

Многим известна поговорка, все гениальное просто. И ведь действительно так. Очень многое из того, что изобретено и пользуется сегодня огромным спросом, было сделано кем-то из совершенно никому ненужных материалов. Очень много ярких примеров можно привести, первым делом на ум приходят картинги.1352

Как гласит история, первый карт придумали американские летчики, которым нечего было делать. Решив хоть как-то себя занять, они набрали кучу старого хлама, среди которого были и тележки, и старые моторы от маломощных мотоциклов, и куски труб, потом слепили это все вместе, и получился первый в мире карт. Он, конечно же, мало был похож на современные карты, но тем не менее. Это был своего рода первый «Адам» племени картов.

Для американских летчиков на самом то деле это было лишь своего рода развлечения. Поиграли и забыли. Так, баловство на пару минут. Никто из них даже не задумывался о том, что у картинга большое будущее впереди, будущее маленького автомобиля с большими возможностями.

Картинг — или второе рождение

1353Второе рождение карт получил благодаря Арту Ингельсу – малоизвестному механику американской фирмы «Куртис крафт компании» в городе Глендейл в 1956 году. Их фирма занималась выпуском как раз таки гоночных автомобилей. В один прекрасный день Арт взял куски старых труб и другие куски арматуры, находившиеся под рукой, и мотор от  газонокосилки «Уэст бэнд». Мощность созданного им карта равнялась 1,84 кВт, всего-то  две с половиной лошадиной силы.

А вскоре представился удобный случай, чтобы продемонстрировать карт и его возможности на публике, так сказать, во всей красе. В Помоне должны были состояться гонки, и демонстрация карта оказалась как нельзя кстати. Понятно дело, что в заездах он участия не принимал, только покрасовался в показательных выступлениях. И именно тогда карт получает свое нынешнее имя КАРТ – с английского cart – тележка.

Вскоре появляется на арене бизнесмен, готовый вложить неплохие деньги в развитие карта. Им становятся Билл Роулес (Bil Rowles), обратившийся за помощью к Даффи Ливингстону (Duffy Livingstone) и Рою Десброу (Roy Desbrow), работавших в фирме GP Mufflers.1354

Он просит их посмотреть эту машинку, понимая, что за ней будущее.

Ливингстон и Десброу соглашаются с его идеями, и вскоре появляется Дрон. Новый тип карта. Назван он был так в честь двигателя, который был взят с образца беспилотного летательного аппарата. Этот аппарат разрабатывался специально для ВВС Соединенных штатов Америки.

И уже в 1957 году состоялись первые гонки с участием «тележек». Проходили они на автостоянке в городе Пасаден.

Массовые продажи картов

1355Понимая, что дело набирает обороты, Роулес создает новую фирму под названием Go Kart Manufacturing Co Inc., которая начинает заниматься созданием и последующей продажей машин для картинга.

Карт немного претерпевает изменения – на него стали устанавливать более дешевый двигатель, позаимствованный у роторной газокосилки Вест Бэнд (West Band). Стоимость одной машины равняется ста двадцати девяти долларам, но покупателей это нисколько не смущает, наоборот их становится с каждым днем все больше и больше. Число поклонников картинга увеличивается в геометрической прогрессии.

Бизнес развивается настолько хорошо, что Роулес получает возможность купить участок земли в Азусе площадью в пять акров. Где вскоре был построен первый в мире картодром.

Параллельно с ним компаньоны Арт Ингельс и Луи Борели создают новую линейку картингов под именем «Karette». Очень долгое время она была одной из самых успешных среди производителей картов.

Так карт начинает творить сам себя. Его имя уже гремит по всем штатам Америки, людям машинка пришлась по душе, завоевывая все большую и большую симпатию.

Машины начинают выпускать тысячами и тысячами, по всей стране строятся картодромы. Уже в декабре 1957 года организовывают первую официальную американскую ассоциацию «Go Kart». В следующем году уже разработаны правила, технические и спортивные, для проведения  соревнований среди «маленьких машин».

Семимильными шагами катится карт по Северной Америке и постепенно начинает завоевывать мир.

В сентябре 1958 года фирма «Go Kart Manufacturing Co Inc.» отправляет в Великобританию пять картов, которые заказывает служащий Военно-воздушных сил Британских островов.

Вскоре вся Европа оказывается охваченной страстью к картингу.

Распространение карта по всему миру

Уже к 1960 году только в Великобритании можно было насчитать порядка ста двадцати фирм, занимающихся постройкой картов, а также различных деталей ходовой части.

1356Зимой, в феврале, выходит в свет первый номер журнала Karting. Стоит отметить, что выпускается он до сих пор. Настолько огромна любовь любителей картинга, и также велика их поддержка.

Стоит отметить, что картинг стал настолько «страшной» силой в хорошем смысле этого слова, что  даже в Советском Союзе начинает развиваться движение картингистов.

Первым городом, который ласково перенимает моду на картинги, стал Курск. Именно в городском Дворце Пионеров был собран первый советский карт во главе с конструктором Львом Кононовым.

В городе Харьков в это время начинает успешно функционировать секция картинга, которую возглавили Виталий Енин и Эдуард Костенко.

Третьего декабря 1960 года были утверждены Правила проведения соревнований, классификации, а также технические требования к картингам Федерацией автомобильного спорта СССР. Именно этот день считается официальным днем начала развития картинга в Советском Союзе.

В последующие три-четыре года картинг приобретает еще большее количество поклонников. Он завоевывает любовь в городах: Москва, Одесса, Ленинград, а также начинает развиваться в Латвийской ССР, Эстонской ССР. В скором времени начинают проводить Всесоюзные соревнования. Все довольны. И, наконец, в 1964 году СССР впервые выходит на международную арену. К сожалению, первый блин оказался комом, советские спортсмены не сумели блеснуть своими навыками вождения.

Картинг становится спортом

1357Уже в шестидесятые годы карт стремительно завоевывает огромную популярность среди любителей моделирования, гонщиков и конструкторов. Успех, который никто и ни за что не смог предвещать картингам, стал реальным. Весь мир заболел этой «болезнью».

Наконец в 1962 году была создана МКК – Международная Комиссия по картингу, которая  впоследствии становится органом Международной автомобильной федерации.

Картинг признают на всех уровнях – он становится полноправным автомобилем, за рулем которого выросли многие будущие чемпионы мира Формулы 1.

В 1964 году был организован первый чемпионат мира среди картингов с объемом двигателя 100 кубических сантиметров. Первым чемпионом мира стал итальянский гонщик Г. Сала. И в последующие годы итальянские спортсмены доминировали над остальными участниками на картодромах.

В следующие годы двадцатого века количество турниров растет, день ото дня увеличивается число желающих научиться мастерству управления «тележкой». С 1962 года картинг становится командным видом спорта. Также картингистов начинают делить по классам и возрасту. Сами карты начинают различать по типам и видам, например, появляются спортивные, любительские виды картинга.

Картинг развивается, его конструкция претерпевает множество изменений, ходовая часть также меняется — прогресс не обошел и картинг. Очень много экспериментировали с посадкой водителя, дело доходило даже до абсурда – пилота хотели разместить в горизонтальном положении. Были энтузиасты, которые лелеяли надежды на выпуск картов с реактивными двигателями. И даже один раз устроили подобный пробный заезд – пилотировавший едва не погиб.

Но развитие карта имело и отрицательную сторону —  так как картинг стал официальным видом автомобильного спорта, то его производство стало более дорогим, а соответственно стала дорогой и его розничная цена. Интерес со стороны публики постепенно начал снижаться.

И только в 1990 году, когда итальянские конструкторы собирают новый прототип карта, названный Изикарт (Easykart), на эти машины начинает расти спрос. В отличие от своих предшественников они гораздо дешевле.

В России с распадом СССР, к сожалению, интерес к карту начал угасать.

И только сегодня, мелкими шажочками, но верным путем, мы возвращаемся к его возрождению.

Так что картинг – это живая легенда. Как и всякая машина, карт имеет свою воистину увлекательную историю. Историю, которая продолжается и сегодня.

Картинг, как и мир, меняется к лучшему!

Устройство и виды картинга  

1359Различают всего 3 основных типа картов. Это спортивные (летние/зимние), любительские и прокатные. Я бы все-таки не стал отдельно выделять прокатные, а объединил их в одну группу с любительскими, так как отличий в принципе нет никаких.

Спортивный картинг – это профессиональная машина, которая отличается и функциональными характеристиками  и «начинкой» двигателя.

Эти машины предназначены для опытных водителей, которые занимаются этим видом спорта не первый год.

Прокатные, они же любительские, это машины для непрофессионалов. Для людей, которые хотят почувствовать себя в шкуре настоящего гонщика. Они мечтают пронестись по картодрому со скоростью, так, чтобы в ушах свистел ветер, а в жилах забурлила кровь, адреналин подскочил, и сердце на резком повороте екало всякий раз, как его пролетаешь. Прокатные картинги очень безопасны, и если соблюдать все правила поведения, то поездка будет комфортной, от которой останутся только добрые воспоминания. Достаточно вспомнить слова известного гонщика Формулы 1, Михаэля Шумахера. Когда его спросили, чем отличается картинг от Формулы 1, он ответил, что ничем, только скоростью, а динамика, драйв и ощущения те же самые, та же сложность в управлении, та же необходимость ощущать машину, умение ее слушать.1358

Конечно же, карты для профессионалов и любителей отличаются по устройству. На спортивных машинах установлены профессиональные детали и узлы.

Для новичков, катающихся на раз, детали попроще, послабее.

Для непрофессионалов, людей непонимающих в картингах, может статься, что машины эти примитивны, их устройство чересчур простое. Но это на самом деле не так. Неискушенный взгляд – это глупо.

Что сделать, собрать картинг плевое дело. Раз и готово. Неправильно.

Карт мало чем в принципе отличается от профессиональных гоночных машин, но в то же самое время в нем есть и многое такое, что его отличает и делает более уникальным. Так из чего же все-таки состоит карт?

Стоит отметить, что картинг – это очень быстро прогрессирующее техническое устройство, модели шасси, скажем, изменяются очень быстро, одни виды становятся негодными, уходя в анналы истории, другие наоборот приходят им на смену.  Поэтому стоит остановиться только на самых основных узлах машины.

Основой карта является, конечно же, рама. И только стальная.

На раме крепятся водительское сиденье, руль, двигатель (с какой стороны, значения не имеет). Сюда мы можем также отнести систему управления – руль, рычаг управления, педали тормоза и газа, рычаг переключения скоростей, ручка выжимания скоростей.

Ну и топливный бак, куда без него. Объемы топливного бака рассчитываются из эксплуатационных условий.

Каждый картинг кажется на вид похожим на другой, словно все они одна штамповка. Но на деле это не так. Каждый картинг уникален. У каждого свои возможности и условия содержания. Картинг – это отражение души его хозяина!

Управление картом 

Управлять картингом очень просто. Удобная система управления, где нет ничего лишнего. Она состоит из следующих элементов:

  • Руль;
  • Рычаг переключения передач;
  • Ручка выжима сцепления;
  • Педаль газа;
  • Педаль тормоза.

И больше ничего. Все предельно просто и в то же время гениально.

Но детали, рычаги, руль, колеса – это не все. Девяносто процентов в эффективности управления зависит от самого пилота.

Ниже мне бы хотелось привести несколько светов для тех, кто только начинает осваивать этот вид транспортного средства.

Во время езды обязательным условием является правильное положение тела, руки должны правильно располагаться на руле, чтобы они не затекали, а Вы не отвлекались, иначе может произойти неприятная ситуация.

Ваше тело обязательно должно находиться в строго вертикальном положении, голову необходимо держать максимально ровно, ни в коем случае не вертеть лишний раз, не наклонять, иначе аварии не избежать.

Когда Вы едете, Вы должны быть максимально внимательны и восприимчивы к минимальным изменениям окружающей обстановки.

Составление предварительного графика в голове – это половина успеха. Маршрут, который Вы задумали, должен прочно засесть в Вашей голове.

Ваше тело должно быть сконцентрировано, разум и руки должны стать единым целым.

Руль, педали, рычаги  — все должно работать воедино. Вы обязательно должны успевать обращаться со всеми устройствами.

Помните, что картинг – это машина. Любительский картинг способен развить скорость до ста километров в час. И нужна отменная реакция, чтобы успевать реагировать на происходящее.

Езда на картах – занятие довольно утомительное, следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью.

Помните, только упорный человек способен достичь финиша. Только сильный духом способен подняться на пьедестал. 

Спортивный и любительский картинг

1360Спортивный картинг для кого-то любимое занятие, для кого-то шанс попасть в профессиональные гонщики, скажем Формулы 1. Кто-то засмеется и скажет, сравнили, мол, карт и гоночный болид. А ничего смешного на самом деле нет. Многие пилоты Формулы 1 пришли в большой спорт именно из картов, например, Фернандо Алонсо, Мика Хаккинен и даже семикратный чемпион мира, король Формулы 1, МихаэльШумахер.

Спортивный картинг бывает двух видов: летний и зимний.

Спортивные классы в картинге делятся на международные формулы, международные классы, а также национальные классы и любительские классы.

В чем же их принципиальное отличие? Так, международные формулы – это проведение мировых гоночных турниров по системе — KF1…KF4, KZ1, KZ2. В спортивных классах

А это значит, что технически все машины должны быть одинаковыми, никаких технических излишеств.

Национальные классы – это соревнования, которые проводятся на территории отдельно взятого государства. И машины также должны быть технически одинаковы. Скажем, двигатели, должны быть только отечественного производства. Можно привести несколько классов соревнований в России: пионер, мини, ракет, союзный, класс Е и многие другие. есть свои определенные ограничения по возрасту.

Ну и, наконец – любительские классы, или как их еще называют, хобби-классы.

В данной категории устраиваются различные турниры, где победители заездов получают ценные призы. Но спортивные разряды получить в данных гонках невозможно.

Сюда можно отнести не только спортивные карты, но и карты класса прокатные.

Прокатные карты. Их также называют любительскими. Основное их отличие от профессиональных спортивных заключается в управлении и характеристиках самой машины. Ходовая и техническая часть прокатных машин отличается порядком от спортивных. Так, например, в спортивных моделях двигатель обычно располагается справа от водителя, в любительских картингах это недопустимо, люди могут обжечься, поэтому их закрепляют сзади, куда дотянуться простому обывателю во время езды невозможно. Также конструкция самого транспорта гораздо проще, чем у спортсменов, ведь скорости ниже, меньше «шанс» получить какую-нибудь травму при столкновении с себе подобными.

Управление в прокатных картах гораздо проще, нежели в спортивных, но это и оправданно, ведь за рулем сидят, как правило, совершеннейшие новички.1361

Во время езды, благодаря центробежному сцеплению, если Вы внезапно отпустили педаль газа, двигатель сам по себе не заглохнет.

1363На подобной машине установлен слабосильный четырехтактный движок, мощность которого доходит максимально до девяти лошадиных сил. Невысокая скорость тоже сказывается на комфортности и безопасности данных гоночных машин. Ограничения по возрасту очень простые – если Ваш ребенок, может дотянуться ногами до педалей, то добро пожаловать на картодром, машина специально для Вас, прогретая и «накормленная» топливом.

Очень часто можно встретить менее мощные болиды для детей. Что, согласитесь, очень удобно и практично. Очень часто любители организуют свои клубы, ассоциации, проводят совместные чемпионаты и турниры. Их цель – это получить удовольствие от самих заездов.

Скорость, жажда к победе,  стремление, острота борьбы, накал  — все это характерно и для любителей, и для профессионалов. В этом их дух един!

Современные чемпионаты мира по спортивному и любительскому картингу

На сегодняшний день по всему миру существует большое количество самых разнообразных гоночных турниров среди картингов, как среди любительских, так и среди профессионалов.1362

Наибольшей популярностью пользуются, конечно, заезды спортивных мастеров, но и любительские гонки от них не отстают, наоборот, с каждым годом увеличивается армия их поклонников.

Одним из самых известных и популярных турниров среди спортивных картов является турнир . Данный проект был создан в 2003 году одними из самых престижных фирм картинга мирового масштаба – IAME и Birel.

В данном проекте активно участвуют гонщики Формулы 1 – Фернандо Алонсо, в настоящее время пилот Феррари (Ferrari), и Хуан-Пабло Монтойя, пилот Макларена (McLaren).

Спустя два года, завоевав публику в мире, этот проект стал развиваться и в России. Почти сразу он получил всеобщее признание среди и спортсменов, и любителей.

Победители национальных первенств получают право в дальнейшем представлять свою страну на международной арене в турнире «Гранд Финал», который проходит на территории Италии, на самых знаменитых и качественных картодромах.

1364Также не менее популярны среди любителей и турниры, организуемые Super Honda. Эта организация специально создана для тех, кто по каким-либо объективным для него причинам не может заниматься картингом профессионально, но тем не менее не мыслит свою жизнь без захватывающей дух  гонки.

Отличительной чертой Супер Хонды является тот замечательный факт, что они не просто организуют гонки, заезды, они составляют прочный костяк, они держатся вместе, образуя единый клуб, в котором собрались любители своего дела.

Также следует отметить, что чемпионаты мира по картингу среди спортсменов в настоящее время проводятся по новой системе классов — KF1…KF4, KZ1, KZ2.

Следует подчеркнуть, что для классов серии KF характерно использования двухтактного двигателя водяного охлаждения, с объемом 125 сантиметров кубических. А также без коробки передач. Также предъявляются требования к газораспределению, карбюратору. стартеру (электрическому), ныне встроенному в двигатель.

Следующим подвидом является класс серии KZ1, KZ2. Машины, высталяемые в данном классе, должны обладать двухтактным двигателем, также водяного охлаждения, с объемом до 125 кубических сантиметров. Количество передач варьируется – от трех до шести.

Минимальный вес машины и водителя вкупе равняется ста семидесяти килограммам. Есть ограничения по возрасту. Минимально – 16 лет.

Турниров, проводимых различными организациями, очень много. В каждой принять участие невозможно, не каждый спортсмен способен выдержать подобные сверхнагрузки. Нужно уметь распределять их так, чтобы в конечном итоге все-таки добраться до пьедестала. И суметь отпить из золотого кубка глоток освежающего шампанского.1365

Оставьте свой комментарий

  • Привет, гость
  • Выйти
  • Войти

    Или используйте одну из этих социальных сетей для входа