История Набережных Челнов: от Ленина до Брежнева

135

Город, который построили мы — наши Челны, наши Челны

В предыдущей статье мы рассказали вам о зарождении нашего славного города, а сегодня нам очень хочется сообщить о том, как город жил в XX веке: с 20-х по 90-е годы.

Содержание:

1. Набережные Челны на заре советской власти 
2. Город перед войной
3. Набережные Челны во время ВОВ
4. Послевоенные годы
5. Год, который изменил жизнь коренного челнинца
6. Промышленность города в 70-80 годы
7. На дворе 1980 год
8. Год, когда Набережные Челны исчезли с карты

Набережные Челны на заре советской власти

Наконец, наступает период советской власти. Приход большевиков к рулю в Челнах не оказался кровавым, народ воспринял их появление достаточно тихо и мирно. Так, в историю Челнов вошла дата 14 ноября 1917 года, когда в соседнем Мензелинске был создан революционный комитет. Спустя месяц в Набережных Челнах выбирают сельский комитет революции, а вскорости и районный совет, который состоял из 6 волостей.2310

Ранее мы рассказывали, что наш город всегда находился в благостном месте с выгодным географическим положением, плодородными землями и, как результат, высокими урожаями зерновых,  этот факт сослужил недобрую службу – занять здесь выгодную позицию хотели и большевики, и белогвардейцы. Как результат, ожесточенные бои между белыми и красными.

Однако правда осталась за Красной армии, а войска адмирала Колчака были вынуждены отступить в южном направлении.

Город перед войной

После 30-х годов Набережные Челны входят в состав Челнинского района, а постановлением ВЦИК СССР от 10 августа 1930 года Набережные Челны получают статус города. На тот момент здесь проживали порядка 9500 человек. Промышленность была на подъеме, здесь функционировали около 30 мельниц, артели «Металлист», «Красная заря», «Победа», были и лесозаготовки – работал завод «Республиканец».

Набережные Челны во время ВОВ

Великая Отечественная война не могла не изменить жизнь Набережных Челнов, боевые действия, к счастью, до нашего города не докатились, но наш район стал зоной эвакуации. Сюда привезли 8 детских домов, в Тарловке основали эвакогоспиталь №4089.2311

Сюда же эвакуировали ткацкий комбинат из Вышнего Волочка. В общей сложности, в город Набережные Челны были эвакуированы 3500 человек.

В первые осенние месяцы холодного 41-го года здесь организовали 16 учебных пунктов военной подготовки.

На войну с нашего города ушло около 14 тысяч человек, 12 челнинцев были удостоены звания «Герой Советского Союза», один из земляков стал полным кавалером Ордена Славы. Более 2800 человек награждены различными медалями и орденами.

Послевоенные годы

Послевоенные годы были тяжелыми для Челнов, впрочем как и для всей нашей огромной страны. В течение последующих 15 лет страна постепенно приходила в себя, восстанавливала заводы и фабрики, города и села.2312

Наконец, в начале 60-х годов город Набережные Челны начал расти с точки зрения промышленности. Здесь строят завод ячеистого бетона (ЗЯБ), Нижнекамскую ГЭС кирпичный завод.

В 1964 году создано мощное предприятие «Камгэсэнергострой». И уже к 1969 году численность населения вырастает до 35 тысяч человек.

Однако главная задача города – развитие сельского хозяйства.

Год, который изменил жизнь коренного челнинца

И вот наступил 1969 год – год, который стал переломным в истории Набережных Челнов.

Решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в Набережных Челнах принято начать строительство комплекса автомобильных заводов.2313

Строительство этого завода означало одно – город будет отстраиваться заново, он будет увеличивать и развиваться.

Сюда начали съезжаться рабочие, специалисты-инженеры со всего Советского Союза, более 70 национальностей приехало для того, чтобы построить мощное предприятие, которое позволит реализовать поставленные ЦК задачи.

На строительстве завода «Камаз» были задействованы силы более 2000 промышленных предприятий всего Союза.2314

Только представьте, на самой площадке работало 100 тысяч человек!

Такая стройка сказалась на росте населения, каждый год сюда приезжали молодые сильные рабочие – до 35 тысяч.

Понятно, что всем нужно где-то жить, поэтому началось массовое строительство жилых зданий. Однако, несмотря на сверхвысокие темпы строительства, площадей все равно не хватало. В городе было принято решение ставить вагонные городки и возводить поселки. Конечно же, это должно было стать временным решением.

Таких поселков «одноэтажных Челнов» было создано больше десятка: Надежда, Энтузиастов, Молодёжный, Автозаводец, Энергетик, Комсомольский, Трампарк, Автовокзал и другие.

В итоге, вагонные поселки были ликвидированы, примерно, в середине 80-х годов.

Промышленность города в 70-80 годы

На полную мощность автомобильный завод КАМАЗ заработал в конце 1981 года. В короткие сроки он стал флагманом среди отечественных грузовых автомобилей, спустя уже 7 лет он достигает лучшего результата на тот период времени, что позволяет окупить все затраты на его строительство.2315

В это же время в городе строят картонно-бумажный, мясной, молочный комбинаты, электромашиностроительный, трубный, крановый заводы и другие промышленные предприятия.

На дворе 1980 год

Уже к концу счастливых 80-х население Набережных Челнов превышает полмиллиона жителей.

Теперь жить здесь удобно и комфортно, в городе развитая инфраструктура, промышленные предприятия работают на полную мощность, все они выведены за черту города, активно продолжается строительство – возводятся новые жилые здания. Появляются три района – Комсомольский, Центральный и Автозаводский. Наш город становится уникальным явлением для всего Советского Союза – адресация города устроена не так, как к этому привыкли – не по улицам, а по комплексам. Часть домов объединяется в комплексы, каждому зданию присваивается свой номер, например, 30/07 или 5/4.2316

Также город отличается и своими проспектами, которые располагаются ортогонально, а бульвары имеют два уровня развязки, что непривычно для большинства городов СССР.

Город растет, а значит, растут и его требования. Для комфортной жизни необходим общественный транспорт. В 1973 году в городе начинается строительство трамвайных веток, создается автобусное предприятие.

Строится речной порт, который вошел в 10 самых крупных портов Советского Союза.

В 1971 году был торжественно открыт аэропорт Бегишево, принимающий также международные рейсы.

В 1990 году появляется железнодорожный вокзал.

Для развития строят объекты культуры, возводят памятники, открываются дворцы культуры, Набережночелнинский государственный татарский драматический театр, музеи, картинная галерея. Разбивают скверы и парки.

В 1981 году при автомобильном заводе КАМАЗ открывают футбольный клуб.

Год, когда Набережные Челны исчезли с карты

1982 год становится памятным для каждого челнинца – город переименовывают. Теперь он называется Брежнев, в честь бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Однако, спустя 6 лет, в период поздней перестройки город получает исконное название назад – мы снова можем лицезреть на карте Набережные Челны.

На этом мы заканчиваем рассказывать о нашем городе, в следующей статье читайте о российских Набережных Челнах. О том, как город жил в дикие 90-е, о том, как он живет сегодня.2317

Оставьте свой комментарий

  • Привет, гость
  • Выйти
  • Войти

    Или используйте одну из этих социальных сетей для входа